Отрывок из книги "Добровольная простота"
Глава первая
Добровольная простота и новый глобальный вызов

Сущность простой жизни заключается в стремлении к гармоничному и целенаправленному существованию. Ричард Грегг, последователь учения Ганди, так писал в 1936 году о жизни в “добровольной простоте”:
“Добровольная простота предполагает и внутреннее, и внешнее состояние. Она означает единство цели, внутреннюю искренность и честность и уход от внешней суеты, от обладания многим из того, что не имеет отношения к главной цели в жизни. Она означает умение распоряжаться и управлять нашей энергией и нашими желаниями, означает частичные ограничения в каких-то направлениях для того, чтобы обеспечить значительно большую полноту жизни в других. Она предполагает сознательную организацию жизни ради какой-то цели. Разумеется, поскольку разные люди имеют разные цели в жизни, то вещи, подходящие для цели одного человека, могут быть непригодными для цели другого... Степень опрощения — это вопрос, который каждый человек решает сам”.
Выражение “добровольная простота” не отличается особыми достоинствами — это просто ярлык, к тому же несколько неуклюжий. Однако он открыто провозглашает, что жить проще значит объединить внутреннюю и внешнюю стороны жизни в органичное и содержательное целое. Жить более добровольно означает жить более обдуманно, преднамеренно, целеустремлённо — короче говоря, это означает жить более осознанно. Мы не можем действовать обдуманно, если мы оторваны от жизни. Мы не можем действовать преднамеренно, если мы рассеянны. Мы не можем действовать целеустремлённо, если мы просто отсутствуем. Следовательно, действовать добровольно означает осознавать себя в жизненном процессе. Это предполагает, что мы не только должны обращать внимание на действия, которые предпринимаем во внешнем мире, но обращать внимание и на себя в процессе этих действий — на свой внутренний мир. В той степени, в какой мы не замечаем ни внутренней, ни внешней сторон своего участия в жизненном процессе, мы соответственно снижаем нашу способность к добровольным, обдуманным и целеустремлённым действиям.
Жить проще — это значит жить более целесообразно и с минимумом излишних помех. Конкретное выражение “простоты” — это сугубо личный вопрос. Мы все знаем, в чём именно наша жизнь излишне сложна. И мучительно осознаём довлеющие над нами суету и притворство, которые делают наш земной путь более нескладным и обременительным.
Жить проще — это значит облегчить свою ношу, жить легче, чище, “аэродинамичнее”. Это значит установить более прямые, безыскусные и ясные отношения со всеми сторонами нашей жизни: вещами, которыми мы пользуемся, работой, которую выполняем, нашими взаимоотношениями с окружающими, нашими связями с природой и космосом, и многим другим. Простота жизни означает взгляд жизни в лицо. Это значит смотреть на жизнь отрыто и прямо. Это означает прямоту и честность во всех видах отношений. Это означает принимать жизнь такой, какая она есть — неискривлённой и нефальсифицированной.
Когда мы соединяем эти два понятия для объединения внутренней и внешней сторон нашей жизни, мы можем описать добровольную простоту как образ жизни, который внешне более прост, а внутренне более богат; как способ существования, в котором наше самое подлинное и живое “я” приводится в прямой и осознанный контакт с бытиём. Этот образ жизни не есть какое-то неподвижное состояние, которого надо достичь, а вечно меняющееся равновесие, которое необходимо непрерывно и сознательно воплощать в реальность. Простота в этом смысле не проста. Поддержание эффективного равновесия между внутренней и внешней сторонами нашей жизни - это невероятно требовательный и непрерывно меняющийся процесс. Его цель не в том, чтобы чисто догматически обходиться меньшим; его цель - более настоятельное намерение жить в гармонии, чтобы сделать жизнь более осмысленной, полной, приносящей больше удовлетворения.

Заблуждения, касающиеся простой жизни
Некоторые люди склонны приравнивать экологический образ жизни к жизни в нищете, во вражде с прогрессом, к жизни только в деревне и в отрицании красоты. Важно признать существование таких заблуждений для того, чтобы двигаться дальше.

Жизнь в бедности
Хотя, в соответствии с некоторыми духовными традициями, в жизни необходимо отказаться от всего, неверно отождествлять простоту с нищетой. Я начал понимать суровую реальность нищеты, когда работал на ферме отца в штате Айдахо рядом с людьми, существовавшими на грани выживания. Помню уборку урожая как-то осенью в начале 1950-х годов, когда мне было лет десять. Мы убирали салат на площади в сорок акров, и на поле приехала группа сезонных рабочих, человек двадцать. Я до сих пор помню одну небольшую семью из трёх человек — отца, мать и дочь примерно моего возраста, — приехавшую к нам на ферму по пыльной дороге в старом седане “Меркурий”. Они поставили машину на поле и сосредоточенно работали целый день, получая зарплату как сдельщики за то количество ящиков салата, которые они заполнили. Их общий заработок в конце дня составил несколько долларов, примерно по 65 центов в час. В тот вечер я вернулся на поле с отцом, чтобы проверить, как хранятся ящики с салатом, и увидел, что семья расположилась со своей машиной на краю поля, и, прислонившись к кузову, поедает ужин, состоящий из буханки белого хлеба, нескольких ломтиков холодного мяса и небольшой баночки майонеза. Я недоумевал, как они ухитряются работать целый день при такой скудной еде, но вопросов не задавал. Когда я пришёл на работу на следующее утро, они выбрались из машины, где спали ночью, и принялись за работу. Так повторялось три дня, пока урожай не был собран, и они уехали. Это была лишь одна из моих многочисленных встреч с бедностью. На протяжении последующих 15 лет, работая на поле каждый сезон, я постепенно понял, что эти люди по большей части не знают, смогут ли они оплатить еду и жилье из своего жалкого заработка на следующей неделе или в следующем месяце.
Работая рядом с этими прекрасными людьми, я видел, что у бедности вполне человеческое лицо, сильно отличающееся от “простоты”. Бедность не выбирается добровольно и ослабляет человека, а простота добровольна и придаёт силы. Бедность убога и унизительна для человеческого духа, а жизнь в условиях сознательно выбранной простоты бывает прекрасна и может обладать функциональной цельностью, возвышающей человеческий дух. Нежеланная бедность порождает чувство беспомощности, бездействия и отчаяния, а намеренная простота усиливает чувство уверенности в себе, творческую активность и предчувствие благоприятных возможностей. Если посмотреть с исторических позиций, то люди, избравшие более простую жизнь, искали золотую середину — творческое и эстетическое равновесие между нищетой и избытком. Отказавшись от стремления приобретать материальное богатство, они стремились разрабатывать, причём сбалансированно, невидимые сокровища — богатство опыта.
Если каждая семья поставит перед собой цель достичь простого уровня жизни для всех, то компьютерные расчёты говорят о том, что мир мог бы достичь устойчивого уровня экономического развития, приблизительно “эквивалентного по своему материальному достатку среднеевропейскому уровню в 1990 году”. Если мы не будем медлить, а будем действовать твёрдо и решительно, то человечество сможет в будущем избежать нищеты и жертв. Земля способна поддерживать умеренный и удовлетворительный уровень материальной жизни для всего человеческого рода.

Отказ от прогресса
Жизнь в согласии с окружающей средой не предполагает отказа от экономического прогресса; скорее, она предполагает поиск технологий, наиболее соответствующих и способствующих движению вперёд к устойчивому будущему. Экологический образ жизни — это не путь “без роста”, а путь “нового роста”, предполагающий наличие в жизни как материального, так и духовного измерения. Более простой образ жизни не означает уход от прогресса; по существу, он даже необходим для развития цивилизации.
Посвятив всю свою жизнь изучению возникновения и гибели человеческих цивилизаций, историк Арнольд Тойнби пришёл к выводу, что меру развития цивилизации нельзя искать в покорении другого народа или владении землёй. Скорее он видел сущность роста в том, что он назвал «законом последовательного упрощения». Истинный рост, утверждает Тойнби, заключается в способности общества переносить всё больше и больше энергии и внимания с материальной стороны жизни на нематериальную и тем самым развивать свою культуру, способность к состраданию, чувство человеческой общности и демократию. Сейчас нас толкает вперёд необходимость заново открыть смысл “истинного роста” путём последовательного упрощения материальной стороны нашей жизни и обогащения нематериальной стороны.

Жизнь в деревне
В представлении широкого круга людей простая жизнь ассоциируется с хижиной Торо в лесу на берегу озера Уолден и, само собой разумеется, с деревенским уединением. Интересно, что Торо отнюдь не был отшельником в период своей жизни близ Уолдена. Его знаменитая хижина была расположена приблизительно в одной миле от города Конкорда, и он примерно через день ходил пешком в город. От его хижины до соседней шоссейной дороги было так близко, что он мог чувствовать запах дыма из трубки курившего пешехода. Торо писал, что пока он жил в лесу, у него перебывало “больше гостей, чем когда-либо в жизни”.
Романтизированное представление о деревенской жизни не подходит к современной реальности, поскольку большинство людей, избравших простую жизнь, обитают не в глубинке или в сельской глуши; они живут в городах и пригородах. Хотя экологический образ жизни требует уважительного отношения к природе, он совсем не означает необходимости жить в сельской местности. Вместо движения “назад к земле” его точнее было бы назвать движением за то, чтобы “наилучшим образом использовать то место, где вы есть”.

Отрицание красоты
Простую жизнь иногда рассматривают как примитивный подход к жизни, утверждающий пустую заурядность и отрицающий ценность красоты и эстетики. Если, например, пуритане с подозрением смотрели на искусство, то многие другие приверженцы простоты считали его существенным фактором в выявлении природной красоты всех вещей. Многие из приверженцев простого образа жизни, несомненно, согласились бы с Пабло Пикассо, сказавшим, что “искусство — это удаление лишнего”. Влиятельный архитектор Франк Ллюйд Райт был сторонником “органичной простоты”, которая соединяет функцию с красотой и устраняет всё лишнее. В его архитектуре интерьер и наружный вид здания сливаются в органичное целое, и здание, в свою очередь, гармонично вписывается в природную среду. Простота не только не отрицает красоту, а, напротив, даёт волю эстетическому чувству, освобождая вещи от искусственных наслоений.
С трансцендентальной точки зрения, простота устраняет хаотичные нагромождения и раскрывает дух, пронизывающий все вещи.
Осознать ошибочность этих стереотипов очень важно, потому что они говорят о жизненном регрессе, а не о прогрессе. Вследствие таких заблуждений простой образ жизни представляется как непрактичный и недостижимый, и тем самым укрепляется мнение, что в сложившейся сейчас в мире критической ситуации ничего нельзя поделать. Для того чтобы перейти от отрицания к действию, нам необходимо точное понимание природы более простого образа жизни и его уместность в наше время.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website